Продажи и доставка продуктов питания через Интернет являются более экологичными вариантами реализации продовольствия, производители и ритейл упорядочивают цепочку поставок, подстраивая предложение под спрос, ритейл минимизирует потери при хранении, связанные с образованием пищевых отходов.
«Одним из основных этапов организации онлайн-продаж является логистика. Стремясь расширить клиентскую аудиторию за счет неуклонно растущего спроса на качественное и быстрое обслуживание, онлайн-ритейл продолжает модернизировать логистические схемы, делая доставку не только быстрой, но и экологичной. В России продолжает активно развиваться доставка с минимальным углеродным следом: велосипеды и пешие курьеры. Негативное воздействие на окружающую среду снижает также доставка товаров в пункты самовыдачи, а сейчас порядка 65% онлайн-заказов покупатели забирают самостоятельно», - прокомментировала управляющий директор Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.
Экономия времени на походы в магазин за продуктами питания и тренд на здоровое питание являются драйверами развития и для специализированных фермерских маркетплейсов. По оценкам экспертов Россельхозбанка, в 2025 году рынок онлайн продаж продовольственных продуктов в категориях «фермерская», «эко» или «зеленая» продолжит расти и может составить порядка 80 млрд рублей. При этом заказы на фермерскую, экологическую и органическую пищевую продукцию могут составить 10% от всех заказов продуктов питания. Онлайн-платформы дают сельхозпроизводителям ряд преимуществ: прямой выход на покупателя, экономию на хранении, доставке и маркетинге. Для онлайн-платформ это также возможность расширить ассортимент за счет экологически чистой фермерской продукции.
Более активному росту онлайн-продаж фермерской продукции также будет способствовать увеличение доли продукции КФХ в валовом производстве сельхозпродукции. Сейчас под брендом фермерской может продаваться любая сельхозпродукция, к которой у покупателя сформировалось доверие как к более полезной и экологически чистой. Создать условия для развития рынка фермерской продукции и в сети, и в оффлайне сможет внесение изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и закрепление термина «фермерская продукция» (законопроект сейчас принят в первом чтении). Эксперты РСХБ ожидают, что положительная динамика роста продуктивности и производительности КФХ сохранится и к 2025 году объем продукции, производимой КФХ, вырастет более чем на 50%.
На текущий момент основными продуктами, реализуемыми фермерскими хозяйствами на онлайн-платформах являются продукты в категориях: молочные – 20%, сыры – 20%, колбасы – 15%, а также соленья, варенье, мед и алкоголь. По оценкам экспертов Россельхозбанка, структура потребительской корзины в онлайн-продажах фермерских продуктов с ростом объема рынка будет смещаться в сторону необработанных продуктов: молока, свежего мяса птицы и яиц.
«Еще во время пандемии многие люди освоили онлайн-шоппинг, и теперь для внушительной части клиентов совершать покупки через интернет удобнее, быстрее и комфортнее, чем в офлайн-магазинах. В 2024 году мы ожидаем продолжения развития онлайн-торговли, в первую очередь через маркетплейсы. Их преимущества для клиентов заключаются в широчайшем выборе и довольно гибком ценообразовании.
Кроме того, продолжится увеличение частотности покупок и сокращение среднего чека во всех каналах цифровых продаж. Это меняет всю модель поведения клиента в цифровом ритейле: от крупных запланированных покупок потребители переходят на небольшие, практически ежедневные траты. Это ведет к необходимости изменения цепочки поставок: основным трендом становится быстрая и удобная доставка. Если раньше счет шел на дни, то теперь это – минуты. К структуре товаров, которые приобретаются через интернет, действительно приобщились продукты питания, товары категории “фреш” и “ультра фреш”», - отметила Юлия Сяглова, доцент кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС.
«Анализ статистики показал очевидный тренд наращивания объемов онлайн-продаж в сегменте продуктов питания. Есть основания полагать, что в 2024 году падение интереса потребителей к гипермаркетам продолжится и продуктовые сети будут вынуждены активно развивать интернет-торговлю, тем самым компенсируя расходы на избыток мощностей. К этому надо добавить тенденцию роста количества фермеров, выходящих на площадки маркетплейсов - от расширения этого рынка покупатели, очевидно, только выиграют», - добавил Сергей Шачнев, директор Брянского филиала РАНХиГС.
ИсточникI Всероссийский Предпринимательский Хакатон в Томске
ФЭСН провёл Международную англоязычную научную конференцию
Executive Club: мастер-класс Карин Кнайсль
В РАНХиГС завершился Интеллектуальный марафон по английскому языку
Первый всероссийский управленческий хакатон
Студенты ФЭСН РАНХиГС создали IT-продукт для компании O'STIN в VK
Заместитель декана ФЭСН – победитель суперфинала конкурса «Лидеры России»
119571, Москва, проспект Вернадского, 82с1
(5 учебный корпус РАНХиГС), 3 этаж, кабинет 305.
© 2023 Факультет экономических и социальных наук РАНХиГС | Разработка сайта – 5Dmedia