При этом превалирующее большинство россиян (70%) отметили, что покупали товары и пользовались услугами зарубежных брендов, которые за последние полтора года покинули российский рынок. Однако подавляющее число опрошенных смогли адаптироваться к уходу привычных иностранных брендов, найдя замену среди оставшихся иностранных аналогов или продукции местных производителей.
Так, согласно опросу, 43% респондентов выбирают вместо ушедших иностранных брендов продукцию других марок, 33% ответили, что уход иностранных брендов никак не повлиял на их поведение как потребителя, а 23% отпрошенных стали чаще покупать продукцию брендов местного производства. Только 5% респондентов ответили, что все иностранные бренды, которыми они пользовались, остались на российском рынке.
В то же время четверть опрошенных перешли на продукцию отечественного производства, поскольку не смогли найти аналоги ушедших иностранных брендов, а 21% опрошенных всегда пользовались продукцией местных брендов.
Сложнозаменяемыми товарами для респондентов оказались лекарства – 46%, товары категории авто и мото – 43%, одежда, обувь и аксессуары – 33%, косметика, уходовые и гигиенические средства – 29%. Одна пятая часть опрошенных ответили, что им сложно подобрать аналоги кормам для животных, а также 12% ответили, что не находят замену лекарствам для животных. 13% респондентов назвали сложно заменимой категорией одежду и обувь для детей, еще 9% не находят замену другим детским товарам.
Как считают в НПФ «Открытие», россияне смогли адаптироваться к новым условиям и скорректировать свои принципы поведения в части потребления товаров и услуг. К меняющимся внешним условиям адаптируются и компании, чтобы предоставить потребителям новые лучшие товары, услуги и сервис, добавили там.
В исследовании НПФ «Открытие» приняли участие около 600 мужчин и женщин в возрасте 30-60 лет.
«Предложение товаров, которые являются “сложнозаменяемыми” согласно результатам исследования, будет происходить за счет импорта. “Покупай отечественное” – это потребительское поведение, которое можно увидеть в некоторых странах. Например, Южной Корее, Беларуси. Главное, чтобы это отечественное производилось в условиях свободной конкуренции, тогда стремление покупать отечественные продукты будет базироваться на предпочтениях, свойственных любому потребителю, а именно цена-качество. В современном мире нет ни одной страны, которая могла бы себя обеспечить всем необходимым для промышленности и домашних хозяйств.
Если отечественные производители занимают достойную нишу на собственном рынке – это нормально. А в условиях затруднений со сбытом на внешние рынки – еще и условие выживания. Но импорт нужен для восполнения рынка продуктами, которые не производятся или производятся недостаточно, а также для поддержания должного уровня конкуренции с тем, чтобы отечественные производители постоянно повышали качество своих продуктов и не завышали цены на них. Рыночность нашей экономики позволяет адаптироваться к новым условиям, следование либеральным правилам осуществления внешнеторговой деятельности – не допустить торгового дефицита. Призывы сделать “заменяемыми” все товары утопичны», – говорит Галина Баландина, старший научный сотрудник Лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.
«Информация о доле импорта в розничной торговле сейчас закрыта. Однако по данным всех наших опросов продовольственного самочувствия, которые проводились с 2015 по 2023 годы, респонденты тоже всегда отмечали, что предпочитают российские продукты», – говорит Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС.
«В стране в прошлом году получили максимальные объемы зерновых и масличных культур, овощей, плодов и ягод. Увеличены сборы сахарной свеклы и картофеля. Показало позитивную динамику и животноводство. Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2022 году составил 110,2%. Пищевая и перерабатывающая промышленность показала стабилизацию производства. Индекс производства пищевой продукции, то есть продукции с более высокой добавленной стоимостью, составил 100,4%.
На наш взгляд, следует продолжить работу по ускоренному развитию отраслей производства агропродовольственной продукции глубокой переработки. Актуальным направлением развития пищевой промышленности должен стать и рост производства в пользу экопродуктов, органической продукции, биопродуктов, продуктов с пробиотиками и других продуктов здорового питания», – комментирует ситуацию в АПК эксперт Поволжского института управления РАНХиГС Светлана Генералова.
ИсточникI Всероссийский Предпринимательский Хакатон в Томске
ФЭСН провёл Международную англоязычную научную конференцию
Executive Club: мастер-класс Карин Кнайсль
В РАНХиГС завершился Интеллектуальный марафон по английскому языку
Первый всероссийский управленческий хакатон
Студенты ФЭСН РАНХиГС создали IT-продукт для компании O'STIN в VK
Заместитель декана ФЭСН – победитель суперфинала конкурса «Лидеры России»
119571, Москва, проспект Вернадского, 82с1
(5 учебный корпус РАНХиГС), 3 этаж, кабинет 305.
© 2023 Факультет экономических и социальных наук РАНХиГС | Разработка сайта – 5Dmedia